Объективность оценочных процедур
План мероприятий по обеспечению объективности при проведении оценочных процедур в образовательных организациях Красноярского края, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования на 2023–2024 г.г.
Нормативными и содержательными основаниями разработки и реализации Плана мероприятий по обеспечению объективности при проведении оценочных процедур в образовательных организациях Красноярского края (далее – План) являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 189/1513 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 190/1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
Паспорт Национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16;
письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2018 № 05-71 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов»;
данные КГКСУ «Центр оценки качества образования» о результатах ВПР, КДР.
Целью реализации плана является повышение эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся.
В реализации Плана принимают участие: министерство образования Красноярского края, КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», КГКСУ «Центр оценки качества образования», муниципальные органы управления образованием, краевые государственные и муниципальные образовательные организации
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ожидаемый результат. Примечания |
Ответственный |
|
Направление 1. Нормативно-правовое обеспечение объективности оценочных процедур Задачи: обеспечить правовые условия для дальнейшего применения комплекса мер по обеспечению объективности. |
|||||
1.1 |
Издание приказа министерства образования Красноярского края о проведении КДР в Красноярском крае: КДР по читательской грамотности в 6 классах; комплексной КДР по естественно-научной и математической грамотности в 8 классах; КДР по читательской грамотности и КДР «Групповой проект» в 4 классах. Закрепление в локальных нормативных актах муниципалитетов и образовательных организаций действий, направленных на обеспечение объективности при проведении КДР |
по графику проведения КДР |
Приказами министерства образования Красноярского края, муниципальных органов управления образованием определены действия, направленные на обеспечение объективности при проведении КДР |
МО КК (Гридасова Т.А.), ЦОКО (Семенов С.В.) Руководители муниципальных органов управления образованием, руководители, образовательных организаций |
|
1.2 |
Закрепление в муниципальных правовых актах органов местного самоуправления и локальных нормативных актах образовательных организаций мероприятий, направленных на обеспечение объективности при проведении ВПР в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, министерства образования Красноярского края |
ноябрь-март |
В приказах о порядке проведения ВПР определены мероприятия, направленные на обеспечение объективности при проведении ВПР |
Руководители муниципальных органов управления образованием, руководители, образовательных организаций |
|
1.3 |
Подготовка и издание приказов министерства образования Красноярского края об аккредитации общественных наблюдателей за процедурами проведения ГИА |
февраль – август ежегодно |
Аккредитованы общественные наблюдатели для организации общественного наблюдения за процедурами проведения ГИА в 100% ППЭ |
МО КК (Гридасова Т.А.), ЦОКО (Семенов С.В.) |
|
1.4 |
Издание приказа министерства образования Красноярского края об организации перепроверки экзаменационных работ участников ГИА по выявленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки «зонам риска» (при необходимости) |
август |
В приказе определены действия, направленные на создание условий для проведения независимой оценки результатов ГИА по «зонам риска» |
МО КК (Грак Д.В., Гридасова Т.А.) ЦОКО (Семенов С.В.) |
|
Направление 2. Информационно-разъяснительная работа по обеспечению объективности результатов Всероссийских проверочных работ Задачи: сформировать у широкого круга участников образовательных отношений понимание необходимости честного оценивания результатов ВПР |
|||||
2.1 |
Информационное сопровождение мероприятий по обеспечению объективности результатов Всероссийских проверочных работ в Красноярском крае на официальном сайте http://www.krasobrnadzor.ru |
в течение года |
Размещение информационных материалов на сайте МО |
МО КК (Рубцов И.В.) |
|
Направление 3. Повышение квалификации педагогов в области проведения экспертизы и оценки работ учащихся при проведении оценочных процедур. Задачи: создать условия для ликвидация квалификационных дефицитов в области экспертизы и оценки работ учащихся при проведении оценочных процедур (ВПР, КДР, ГИА), осуществить поддержку профессиональной коммуникации педагогов по вопросам экспертизы и оценки работ учащихся при проведении оценочных процедур (ВПР, КДР, ГИА), обеспечить консультирование педагогов |
|||||
3.1 |
Проведение курсов по подготовке экспертов ОГЭ, ЕГЭ в составе предметных комиссий |
январь - март |
Обеспечено повышение квалификации экспертов по вопросам, связанным с оцениванием заданий экзаменационных работ участников ОГЭ, ЕГЭ |
КК ИПК (Чиганова Е.А.) |
|
3.2 |
Проведение вебинаров по вопросам экспертизы и оценки работ обучающихся при проведении оценочных процедур (ВПР, КДР) |
ежегодно
(март – апрель) |
Ссылки на видеозаписи вебинаров размещены на сайте КК ИПК в разделе «Вебинары»
|
КК ИПК (Чиганова Е.А.)
|
|
Направление 4. Организационно-управленческое, методическое обеспечение объективности при проведении оценочных процедур Задачи: Оказание поддержки деятельности по обеспечению объективности при проведении оценочных процедур на уровне муниципалитетов и образовательных организаций, отдельных педагогов |
|||||
4.1 |
Разработка методических рекомендаций по организации муниципального контроля в ОО, включенных в региональную выборку, при проведении КДР, ВПР |
ежегодно по графику проведения ВПР |
Методические рекомендации разработаны и направлены в ОМС для организации соответствующей работы |
МО КК (Гридасова Т.А.), ЦОКО (Семенов С.В.) |
|
4.2 |
Организация деятельности муниципальных методических служб по вопросам обеспечения объективности при проведении оценочных процедур |
ежегодно 2023-2024 г.г. |
В каждом муниципалитете организована деятельность муниципальных методических служб по вопросам обеспечения объективности при проведении оценочных процедур |
Руководители муниципальных органов управления образованием |
|
4.3 | Организация деятельности и ведении учета участия муниципальных наблюдателей (специалисты муниципальных органов управления образованием, представители других образовательных организаций, представители общественных организаций и родительской общественности) при проведении ВПР | ежегодно по графику проведения ВПР |
Направлено информационное письмо в ОМС «Об обеспечении объективности при проведении ВПР». Сформирован реестр муниципальных наблюдателей.8 Обобщена и проанализирована информация муниципальных наблюдателей |
МО КК (Конжева Т.Н.) |
|
4.4 | Организация деятельности общественных наблюдателей за соблюдением порядка проведения ГИА: студентов СПО (педагогических колледжей), студентов ВПО | ежегодно по графику проведения ВПР |
Направлено информационное письмо в адрес руководителей образовательных организаций ВПО, СПО об участии студентов в качестве общественных наблюдателей при проведении ВПР Сформирован реестр общественных наблюдателей. Обобщена и проанализирована информация общественных наблюдателей |
МО КК (Конжева Т.Н.) |
|
Направление 5. Организация мероприятий для обучающихся, их родителей, способствующих повышению объективности Задачи: информирование обучающихся общеобразовательных организаций по вопросам проведения оценочных процедур, информирование родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам проведения оценочных процедур |
|||||
5.1 |
Организация и проведение Дня качества-2023 |
9.11.2023 |
К проведению Дня качества привлечены школы, в том числе обнаружившие признаки необъективности по результатам оценочных процедур. Ссылка на материалы Дня качества-2023 размещены на сайте МО КК |
МО КК (Конжева Т.Н.) |
|
5.2 |
Организация и проведение родительских собраний для информирования родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам проведения оценочных процедур |
ежегодно по плану ОО |
Родителями (законными представителями) обучающихся получена информация по вопросам проведения оценочных процедур |
Руководители муниципальных органов управления образованием, руководители, образовательных организаций |
|
Направление 6. Иные профилактические мероприятия по обеспечению объективности проведения Всероссийских проверочных работ в Красноярском крае Задачи: создание в общеобразовательных организациях организационных условий обеспечения объективности при проведении и оценивании ВПР в Красноярском крае |
|||||
6.1 |
Включение в программу краевого августовского педагогического совета вопросов профилактики нарушений обязательных требований на 2023 год профилактических мероприятий, направленных на обеспечение объективности проведения оценочных процедур в образовательных организациях |
август 2023-2024 г.г. |
Обновлена программа профилактики нарушений обязательных требований на 2023 год |
МО КК (Рубцов И.В.) |
|
6.2 |
Проведение вебинара «Объективность проведения оценочных процедур: меры по недопущению искажения результатов ВПР на уровне образовательных организаций и муниципальных образовательных систем» для руководителей ОМС, общеобразовательных организаций, краевых профессиональных образовательных организаций |
ежегодно (март) |
Ссылка на видеозапись вебинара размещены на сайте МО КК |
МО КК (Конжева Т.Н.)
|
|
Направление 7. Организация постоянно действующей разветвлённой муниципальной системы общественного наблюдения Задачи: создание организационных условий для независимого наблюдения при проведении ВПР в Красноярском крае |
|||||
7.1 |
Вебинары для общественных наблюдателей |
март 2023 г. |
Разработаны информационные материалы для проведения вебинара |
МО КК (Грак Д.В., Гридасова Т.А.) |
|
Направление 8. Использование контрольно-надзорных механизмов при обеспечении объективности результатов ВПР, КДР, НИКО, ГИА Задачи: выявление причин необъективности результатов оценочных процедур в Красноярском крае |
|||||
8.1 |
Обеспечение объективности проведения образовательными организациями проведения КДР |
ежегодно январь, февраль, март |
Реализованы меры для обеспечения объективности проведения процедуры: в качестве независимых общественных наблюдателей привлечены специалисты отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства МО КК Направлено информационное письмо в ОМС о результатах оценки обеспечения объективности проведения процедуры |
МО КК (Грак Д.В.) |
|
8.2 |
Обеспечение объективности проведения образовательными организациями проведения ВПР |
март-май
|
Реализованы меры для обеспечения объективности проведения ВПР: в качестве независимых общественных наблюдателей привлечены специалисты отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования Красноярского края Направлено информационное письмо в ОМС о результатах оценки обеспечения объективности проведения процедуры |
МО КК (Грак Д.В.) |
|
8.3 |
Обеспечение объективности проведения образовательными организациями Красноярского края НИКО |
ежегодно (октябрь) |
Реализованы меры для обеспечения объективности проведения НИКО: в качестве независимых общественных наблюдателей привлечены специалисты отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования Красноярского края Направлено информационное письмо в ОМС о результатах оценки обеспечения объективности проведения процедуры |
МО КК (Грак Д.В.) |
|
8.4 |
Обеспечение объективности проведения ГИА: итоговое собеседование, итоговое сочинение (изложение), ГИА |
Ежегодно по итогам проведения (досрочный, основной и дополнительный периоды) |
Реализованы меры для обеспечения объективности проведения ГИА в рамках ежегодного плана министерства образования Красноярского края по предупреждению нарушений порядка проведения и контроля за ходом проведения ГИА в Красноярском крае |
МО КК (Грак Д.В.) |
|
Направление 9. Аналитическая работа по вопросам обеспечения объективности образовательных результатов Задачи: выявление причин необъективности полученных результатов ГИА |
|||||
9.1 |
Анализ эффективности проведенных ОМС методических мероприятий, принятых мер и управленческих решений |
в рамках плановых проверок ОМС | Даны рекомендации для реализации механизма управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов |
МО КК (Грак Д.В.) руководители ОМС |
|
9.2 | Сравнительный анализ результатов КДР ОО, включенных в представительную выборку, где КДР проводилась в присутствии региональных наблюдателей, и остальных ОО | ежегодно (после обработки результатов КДР) | Соответствующий раздел статистического отчета о результатах КДР |
ЦОКО (Семенов С.В.) |
|
9.3 | Анализ эффективности муниципального контроля при проведении ВПР в ОО, включенных в региональную выборку | ежегодно (после получения результатов ВПР) | Раздел об эффективности муниципального контроля в справке о результатах ВПР |
ЦОКО (Семенов С.В.) |
|
9.4 | Анализ «зон риска», выявленных по результатам ГИА |
ежегодно сентябрь |
Отчет о выявленных нарушениях при проведении ГИА |
МО КК (Грак Д.В.) |
|
9.5 |
Анализ состояния системы оценки качества подготовки обучающихся в части обеспечения объективности проведения оценочных процедур и сбалансированности системы оценки качества образовательных результатов |
до 1 августа | Подготовлен и размещен в открытом доступе на сайтах КК ИПК, ЦОКО ежегодный аналитический отчет о состоянии системы оценки качества подготовки обучающихся в части обеспечения объективности проведения оценочных процедур и сбалансированности системы оценки качества образовательных результатов в образовательных организациях Красноярского края |
КК ИПК (Чиганова Е.А.) ЦОКО (Семенов С.В.)
|
В тексте Плана используются следующие сокращения:
МО КК – министерство образования Красноярского края
ЦОКО – краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования»
ККИПК - краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
ВПР – Всероссийские проверочные работы
КДР – краевые диагностические работы
ГИА – государственная итоговая аттестация
ППЭ – пункт проведения экзамена
ВПО – высшее профессиональное образование
СПО – среднее профессиональное образование
ОМС – орган местного самоуправления
НИКО – национальное исследование качества образования