Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Хартия за честное оценивание образовательных результатов снова в центре внимания

Опубликован: 10 августа 2018 г.

Рыженков Игорь Валерьевич, директор МБОУ Школа № 98 г. Железногорск:

«Честное» оценивание - это серьезный морально-этический вопрос, лежащий в области воспитания».Коллеги из Лицея № 9 г.

Красноярска в своей «хартии» затронули очень серьезный и актуальный вопрос. Существующая сегодня система оценивания образовательных результатов архаична, в значительной степени субъективна и не отражает в полной мере потребностей ни тех, кто работает в системе образования, ни потребителей ее услуг. Кроме того, «честное» оценивание - это серьезный морально-этический вопрос, лежащий в области воспитания. Образовательное сообщество давно работает над совершенствованием системы оценивания достижений обучающихся, ведет деятельность по поиску способов «честного» оценивания. Однако для достижения этой цели необходимо честно, откровенно и консолидировано признать существование проблемы, объединить усилия для ее постепенного решения. Полагаю, что реализация принципов данной хартии будет способствовать большей открытости системы образования, повышению уровня взаимного доверия родителей, учителей и детей, снижению скептицизма, росту институционального престижа школы в обществе. «Честное» оценивание может и должно служить эффективным инструментом управления и повышения качества образования.

Спивак Светлана Юрьевна, директор МОУ Лицей №1 г. Ачинска:

 «На практике в своих школах видим те реальные «разрывы», которые появляются между внутренней и внешней системой оценивания образовательных результатов учащихся».

Выражаю Вам свою признательность и благодарность за ваше обращение к педагогическому сообществу Красноярского края по так называемому честному оцениванию. Мы на практике в своих школах видим те реальные «разрывы», которые появляются между внутренней и внешней системой оценивания образовательных результатов учащихся, между реальным уровнем познания ребенком того или иного учебного предмета и фактической оценкой у него в классном журнале или аттестате по данному предмету. Призывы, которыми наполнена ваша Хартия честного оценивания, уважаемые коллеги, полностью базируются на основах Закона «Об образовании в РФ». Ведь именно 29 декабря 2012 г. в нашей системе образования появилась возможность каждой образовательной организации иметь СВОЮ систему оценивания, которая определяла бы уникальность каждой школы в части оценки образовательных результатов своих обучающихся.

 

Хворых Людмила Александровна, директор МБОУ школы № 90, ЗАТО г. Железногорск:

«Нам надо быть честными по отношению к самим себе, своей профессиональной деятельности».

Честное оценивание – это должностная обязанность каждого педагога. Оценка образовательных результатов учеников – это подтверждение педагогического мастерства, профессиональных качеств и умений каждого учителя и всего коллектива.

Нам надо быть честными по отношению к самим себе, своей профессиональной деятельности. Если результаты учеников не соответствуют государственным требованиям и ожиданиям педагога, то это «сигнал» о неэффективности применяемых образовательных технологий, необходимости пересмотреть отношение к своей педагогической деятельности и повысить степень личной ответственности перед учеником и обществом. В целом я поддерживаю принципы и задачи, прописанные в этом документе. Предлагаю внести уточнение, что критерии оценивания образовательных результатов разрабатываются школой в соответствии с действующими государственными стандартами и нормативами, образовательной программой школы.

Мы должны понимать, что при реализации заявленных принципов система оценивания станет более жесткой. Возможны определенные риски (чаще эмоциональная неустойчивость): у ученика стресс, нежелание учиться, если по многим критериям низкий результат; у неопытного учителя разочарование в профессии, если результаты неудовлетворительные; родители недовольны и т.п. Поэтому, при разработке локальных актов по вопросам объективности в школьной системе оценивания образовательных достижений учащихся необходимо продумать и «прописать» возможные последствия и негативные результаты, действия педагогического коллектива в данных ситуациях.

Нам надо постоянно помнить об индивидуальности учеников, прогнозировать по каким образовательным результатам (предметным, метапредметным или личностным) выпускник будет конкурентоспособным, создавать условия для достижения высоких результатов в соответствии с его способностям, потребностями и возможностями.

Безусловно, Хартия обращает внимание педагогического сообщества на проблему установления достоверности уровня качества присвоенных выпускниками знаний и призывает бороться с фальсификацией образовательных результатов.

 Петренко Елена Валерьевна, эксперт, главный специалист управления образования Шушенского района:

«Оценивание выносится за пределы отношений учитель – ученик, и оценка в этой ситуации становится более объективной и независимой».

 Идею честного (объективного) оценивания образовательных результатов, выдвинутую педагогическим коллективом МАОУ «Лицей №9 «Лидер» г. Красноярска, поддерживаем.

Оценивание результатов обучения ученика учителем является одним из самых важных и в то же время самым несовершенным аспектом педагогической деятельности педагога. Этот вопрос был всегда в центре внимания органов управления образования, методических служб, руководства школ. Однако соответствующие рекомендации по нормам оценки имеют существенный недостаток – они трактуются учителем так, как это выгодно им.

Ученик постоянно нуждается в похвале со стороны, которая выражается в школе в оценках и отметках. И эта оценка ученика должна быть объективной. Если учитель обучает учащихся и сам же оценивает их труд, не имея для этого никаких инструментов, то, естественно, оценка ученика будет субъективной, т.е. оценивающая деятельность в школе, как правило, совершается без измерения достигнутого учеником, а по усмотрению учителя.

И неслучайно ведется большая работа, в которой идет наработка системы оценки качества образования, вводятся системы единого тестирования на территории России – единый государственный экзамен, внедряется независимая форма государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах, привлекается общественность к управлению образованием, создаются муниципальные экзаменационные, предметные, межшкольные и конфликтные комиссии. То есть, оценивание выносится за пределы отношений учитель – ученик, и оценка в этой ситуации уже становится более объективной и независимой.

Несомненно, объективность оценки тесно связана с разработкой критериев оценивания образовательных результатов, обсуждение данных критериев с родительской общественностью, построение иной модели школьной системы оценки качества образования, основанной на подходах объективного оценивания.

 Редькина Ирина Викторовна, эксперт, заведующий МБДОУ «Детский сад № 99» г. Красноярска:

«Присоединение к Хартии честного оценивания образовательных результатов, должно стать площадкой сотрудничества по обсуждению принципов честного оценивания».

Оценивание! Формируемая модель оценки образовательных результатов в образовательном учреждении, предполагает создание такой системы оценивания, которая бы естественным образом оказалась «встроенной» в образовательный процесс с четкими критериями оценивания, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям.

Становится ясно, что для достижения реальных результатов необходимо не только осознание педагогическими коллективами необходимости инновационной работы по конкретизации и доработке системы мониторинга оценки качества образования, но и понимания глобальности изменений, связанных с организацией образовательного процесса, ориентированного на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

Присоединение к Хартии честного оценивания образовательных результатов, должно стать площадкой сотрудничества по обсуждению принципов честного оценивания и понимания простых истин, которые должны связывать все процессы в школе в единый узор, который имеет красоту не только процесса его появления, но и конечного результата, который в свою очередь, должен давать вдохновение к еще более совершенному, качественному, красивому «изделию».

 Татьяна Рогозина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Балайская СОШ» Уярского района:

 «Честное оценивание – это независимое от субъективного отношения педагога к ученику, понятное для всех участников образовательных отношений, оценивание достигнутых ребенком образовательных результатов».

Педагогический коллектив МАОУ Лицея № 9 «Лидер» г. Красноярска в своей Хартии честного оценивания образовательных результатов поднимает очень актуальную для системы образования проблему. Оценивание образовательных результатов обучающихся до сих пор является «ахиллесовой пятой» реализации Федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования.

Я абсолютно согласна с рядом самых важных тезисов Хартии о том, что Честное оценивание – это независимое от субъективного отношения педагога к ученику, понятное для всех участников образовательных отношений, оценивание достигнутых ребенком образовательных результатов.

Изложенные в Хартии принципы честного оценивания представляют собой универсальные последовательные шаги по достижению заявленных выше тезисов, доступные для реализации в любой образовательной организации, заинтересованной в честном оценивании и представлении объективных результатов своей деятельности.

Отдельного внимания заслуживает практика педагогического коллектива МАОУ Лицея № 9 «Лидер» по оцениванию результатов обучающихся педагогами, которые не обучали их в течение четверти, на основе разработанных четких, понятных всем участникам образовательных отношений, критериев оценивания.

На мой взгляд, такие задачи школы по достижению объективности оценивания образовательных результатов, как разработка критериев оценивания образовательных результатов и корректировка локальных актов о системе оценивания, будут более эффективны, если предусматривать различные формы совместной деятельности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

От своего имени хочу поблагодарить педагогический коллектив Лицея № 9 «Лидер» за продуктивную и очень своевременную работу по формулировке основных положений Хартии и призыву к педагогическому сообществу Красноярского края поддержать ее и присоединиться к ее реализации.