Государственный контроль (надзор)

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования всю историю своего существования является составным элементом федеральных полномочий в сфере образования, частично переданных для исполнения субъектам Российской Федерации.

Юридическое оформление существующей системы разделения полномочий было осуществлено посредством принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий. Соответствующий законопроект был направлен на совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в сфере контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также приведение перечня полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области образования, установленного в Законе Российской Федерации «Об образовании», в соответствие с Федеральными законами от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Предложенная система распределения полномочий официально вступила в силу 1 января 2007 года. В дальнейшем система государственного контроля (надзора) в сфере образования неоднократно видоизменялась и преображалась, как по содержанию, так и по форме. Менялись подходы к разграничению и пониманию содержания государственного надзора и контроля качества образования, уточнялось место лицензионного контроля в системе переданных полномочий. Традиционно для Российской правовой системы, активно и часто видоизменялась форма осуществления государственного контроля (надзора), что выражалось в коренном видоизменении законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

В настоящее время действует порядок, глобально установленный Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Это по сути «второй» этап развития форм осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, представляющий из себя сложившуюся систему организации и проведения проверок, формирования ежегодных планов, проведения профилактической и мониторинговой работы. Его материальное отражение участники образовательных отношений видят через размещаемые на официальном сайте министерства в сети интернет ежегодные планы проведения плановых проверок, планы профилактической работы, статистические отчёты, итоговые доклады, обобщения практики и так далее.

Непосредственные участники мероприятий, проводимых министерством в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, безусловно, знакомы и с приказами о проведении проверок, и с предъявляемыми требованиями, и с методикой формирования результатов и применения мер реагирования по итогам проводимых мероприятий. Ведь одним из главенствующих принципов контрольно-надзорной деятельности в сфере образования всегда являлся принцип открытости для всех заинтересованных сторон.

К рубежу 2021 года система осуществления федерального государственного контроля (надзора) подходит, как к началу «третьего» этапа построения своей формы и содержания.

Данный этап глобально определяется положениями ряда новых нормативных правовых актов, как принятых, так и находящихся на финальной стадии своей разработки:

Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности».

Основным лейб-мотивом наступающих изменений является стимулирование экономического развития, деятельности хозяйствующих субъектов. Непосредственно для федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования это приведёт и приводит уже в настоящее время к нижеследующему:

1) полный пересмотр всего комплекса обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, выраженный в принятии большого числа новых нормативных правовых актов взамен ныне действующих, отмены ряда явно устаревших и излишних групп требований;

2) официальное, нормативно-определённое внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере образования;

3) усиление роли профилактики нарушений обязательных требований, проведения новых форм надзорного производства, таких, как например, профилактический визит, по отношению к традиционным проверкам;

4) определённое сужение самостоятельной роли федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля.

Формирование практики осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере образования в соответствии с указанными новыми подходами в Красноярском крае – задача ближайших лет. Уровень правовой культуры, честности и добропорядочности, правовой грамотности участников образовательных отношений станет для такой практики формирующей основой, а в дальнейшем, как нет сомнений, успешным отражением её результатов.