Федеральный государственный надзор в сфере образования
В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования предусмотрены плановые, документарные и выездные проверки.
Срок проведения документарной или выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
При осуществлении федерального государственного надзора за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предусмотрены следующие мероприятия по контролю:
анализ организационно-правовых условий деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;
анализ реализуемых образовательных программ;
анализ кадрового обеспечения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;
оценка законности при приёме, переводе и отчислении обучающихся;
анализ своевременного размещения и оценка достоверности информации об образовательной организации;
оценка соблюдения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников;
анализ материально-технических условий реализации образовательных программ;
оценка безопасности условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся;
анализ соблюдения законности при оказании платных образовательных услуг;
анализ организационно-правовых условий сетевой формы реализации образовательных программ.
Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения Министерства.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах и на официальном сайте организации, устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности организации и связанные с исполнением организацией обязательных требований, предписаний уполномоченного органа.
В ходе документарной проверки рассматривается имеющаяся в Министерстве информация о деятельности организации в соответствии с целями и задачами проверки, в том числе акты предыдущих проверок уполномоченного органа, предписания, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленной в отношении этой организации уполномоченным органом государственной функции, а также информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации.
В ходе документарной проверки должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, проводят анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе ее локальных нормативных правовых актов, в соответствии с целями и задачами проверки.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией обязательных требований, уполномоченный специалист готовит в организацию мотивированный запрос (письмо) Министерства с требованием о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов.
В запросе указываются основание проведения проверки, срок ее проведения, срок представления документов, перечень запрашиваемых документов. К запросу прилагается заверенная печатью копия распорядительного акта Министерства о проведении проверки.
Запрос направляется в организацию почтой или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса организация обязана направить в Министерство запрашиваемые документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью уполномоченного представителя организации. Организация вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, обязано рассмотреть представленные уполномоченным представителем организации пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, установит признаки нарушений обязательных требований, должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, вправе провести выездную проверку.
При проведении документарной проверки Министерство не вправе требовать у организации сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Министерством от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
По итогам проведения проверки должностным лицом министерства образования Красноярского края составляется акт проверки, который непосредственно вручается уполномоченному представителю, руководителю, иному должностному лицу организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо направляется указанной организации посредством почтовой связи.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения организации, месту осуществления образовательной деятельности.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах организации сведения, а также соответствие работников организации, состояние используемых организацией при осуществлении образовательной деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, предоставляемых образовательных услуг, в том числе обеспечение доступности для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг, а также принимаемые организацией меры по исполнению обязательных требований при осуществлении образовательной деятельности.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, имеющихся в распоряжении министерства образования Красноярского края документах организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) оценить соответствие деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, обязательного ознакомления уполномоченного представителя организации с копией распорядительного акта Министерства о проведении выездной проверки и полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, привлекаемых к выездной проверке, сроками и условиями ее проведения.
В ходе выездной проверки устанавливается соответствие организации обязательным требованиям посредством:
анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных нормативных правовых актов организации по вопросам, подлежащим проверке;
анализа информации, размещенной образовательной организацией на ее официальном сайте;
осмотра зданий, помещений, материально-технической базы организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
проведения беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязаны предоставить должностным лицам Министерства, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.
В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя или иного должностного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя или иного должностного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо Министерства составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае Министерство в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такой организации, осуществляющей образовательную деятельность, плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления организации, осуществляющей образовательную деятельность.
По итогам проведения проверки должностным лицом министерства образования Красноярского края составляется акт проверки, который непосредственно вручается уполномоченному представителю, руководителю, иному должностному лицу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основанием для начала административной процедуры подготовки к проведению плановой проверки является ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, разработанный в установленном порядке и утвержденный Министерством.
В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена Министерством не чаще чем один раз в три года.
Плановая проверка в отношении организации, реализующей основные общеобразовательные программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования), может быть проведена не чаще чем один раз в два года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) окончания проведения последней плановой проверки организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Проверки проводятся на основании распорядительного акта Министерства.
Проведение проверки осуществляется должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, которые указаны в распорядительном акте Министерства.
Копия распорядительного акта Министерства о проведении проверки передается должностному лицу, уполномоченному на проведение проверки.
О проведении плановой проверки организация уведомляется Министерством не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распорядительного акта Министерства о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
- Основанием для начала административной процедуры подготовки к проведению внеплановой проверки в отношении организации является решение руководителя Министерства, принимаемое при наличии следующих оснований:
а) истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
б) мотивированное представление должностного лица Министерства по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с организациями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) приказ Министерства, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) выявление Министерством нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
д) выявление Министерством нарушения обязательных требований на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Внеплановая выездная проверка организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может быть проведена по основаниям, указанным в подпункте «б» вышеуказанного пункта, после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких организаций.