Организация и осуществление государственного контроля качества
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля качества образования, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования предусмотрены как документарные, так и выездные проверки, как плановые, так и внеплановые.
Срок исполнения государственной функции при проведении каждой из проверок, как документарной, так и выездной, в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ не может превышать 20 рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц министерства образования Красноярского края, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен министерством, но не более чем на 20 рабочих дней.
Срок проведения документарной и выездной проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории Красноярского края, устанавливается отдельно по каждому образовательному учреждению. При этом общий срок проведения проверки указанной организации не может превышать 60 рабочих дней.
Общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах организации, а также сведения, содержащиеся на официальном сайте образовательной организации, связанные с исполнением требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) проводится по месту нахождения министерства образования Красноярского края.
В ходе документарной проверки должностными лицами министерства образования Красноярского края рассматривается имеющаяся в министерстве образования Красноярского краяинформация о деятельности организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе акты предыдущих проверок министерства образования Красноярского края,материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах ранее осуществленных в отношении этой организации министерством образования Красноярского края контрольно-надзорных мероприятий, а также информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации.
В ходе документарной проверки должностные лица министерства образования Красноярского края, уполномоченные на проведение проверки, и эксперты проводят анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих содержание и качество подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам в организации, включая анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении министерства образования Красноярского края, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией обязательных требований, министерства образования Красноярского края направляет в организацию мотивированный запрос (письмо) с требованием о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов.
В запросе указываются основание проведения проверки, срок ее проведения, срок представления документов, перечень запрашиваемых документов. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа министерства образования Красноярского края о проведении документарной проверки.
Запрос направляется в адрес образовательной организации почтой или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана направить в министерство образования Красноярского края указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных образовательной организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в министерство образования Красноярского края документах и (или) полученным в ходе осуществления проверки, информация об этом направляется руководителю организации с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Образовательная организация, представляющая в министерство образования Красноярского края пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия в документах, сведений, вправе представить дополнительно в министерство образования Красноярского края документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Должностное лицо министерства образования Красноярского края, уполномоченное на проведение проверки, обязано рассмотреть представленные уполномоченным представителем организации пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений, будут установлены признаки нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов, должностное лицо Министерства, указанное в приказе Министерства о проведении проверки, вправе провести выездную проверку.
При проведении документарной проверки министерство образования Красноярского края не вправе требовать у организации, осуществляющей образовательную деятельность, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены министерством от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Непредставление или несвоевременное представление в министерство образования Красноярского края сведений и информации, представление которой необходимо для проведения мероприятий по контролю, представление в министерство образования Красноярского края таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечёт за собой привлечение к административной ответственности виновных должностных и юридических лиц за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В случае непредставления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, запрашиваемых материалов, повлекшего невозможность проведения проверки, такой факт может быть расценён, как воспрепятствование законной деятельности должностного лица министерства образования Красноярского края с последующим привлечением к административной ответственности виновных юридических лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 19.4.1.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
По итогам проведения проверки должностным лицом министерства образования Красноярского края составляется акт проверки, который непосредственно вручается уполномоченному представителю, руководителю, иному должностному лицу организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо направляется указанной организации посредством почтовой связи.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах организации, осуществляющей образовательную деятельность, сведения, связанные с исполнением обязательных требований федеральных государственных образовательных стандартов и используемые при осуществлении деятельности организации, а также результаты оценки соответствия качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) по месту фактического осуществления ей деятельности.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, имеющихся в распоряжении министерства образования Красноярского края документах организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) оценить соответствие деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами министерства образования Красноярского края, обязательного ознакомления уполномоченного представителя организации, осуществляющей образовательную деятельность,с приказом министерства образования Красноярского края о назначении выездной проверки и полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и условиями ее проведения.
В ходе выездной проверки должностное лицо министерства образования Красноярского края проводит:
оценку знаний и умений обучающихся путем проведения контрольных/оценочных процедур в различных формах;
анализ документов и материалов, характеризующих деятельность организации в части содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, и устанавливает их соответствие, в том числе анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации выпускников организации и анализ качества подготовки обучающихся;
наблюдение за ходом образовательного процесса.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязаны предоставить должностным лицам министерства образования Красноярского края, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.
Непредставление или несвоевременное представление должностному лицу министерства образования Красноярского края, проводящему выездную проверку, сведений и информации, представление которой необходимо для проведения мероприятий по контролю, представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечёт за собой привлечение к административной ответственности виновных должностных и юридических лиц за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Неповиновения законному распоряжению должностного лица министерства образования Красноярского края, осуществляющего мероприятия по контролю, влечёт за собой привлечение к административной ответственности виновных должностных и юридических лиц за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль Статья 19.4.
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 125-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
В случае непредставления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, должностному лицу министерства образования Красноярского края, проводящему выездную проверку, сведений и информации, представление которой необходимо для проведения мероприятий по контролю, повлекшего невозможность проведения проверки, такой факт может быть расценён, как воспрепятствование законной деятельности должностного лица министерства образования Красноярского края с последующим привлечением к административнойответственности виновных юридических лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля Статья 19.4.1.
1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя или иного должностного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя или иного должностного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо министерства образования Красноярского края составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае министерство образования Красноярского края в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такой организации, осуществляющей образовательную деятельность, плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления организации, осуществляющей образовательную деятельность.
По итогам проведения проверки должностным лицом министерства образования Красноярского края составляется акт проверки, который непосредственно вручается уполномоченному представителю, руководителю, иному должностному лицу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Плановая проверка организации, осуществляющей образовательную деятельность, проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным министерством образования Красноярского края.
О проведении плановой проверки организация уведомляется министерством образования Красноярского края в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Основанием для включения плановой проверки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в ежегодный план проведения плановых проверок является:
1)истечение с трех лет со дня государственной регистрации организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки организации, осуществляющей образовательную деятельность;
3) истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Плановая проверка в отношении организации, реализующей основные общеобразовательные программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования), может быть проведена не чаще чем один раз в два года.
Основанием для начала административной процедуры подготовки к проведению внеплановой проверки является решение министерства, принимаемое при наличии следующих оснований:
а) поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
б) выявление министерством образования Красноярского края нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
в) выявление министерством образования Красноярского края нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 Федерального закона № 273-ФЗ.
О проведении внеплановой выездной проверки организация уведомляется министерством образования Красноярского края не менее чем за 24 часа до начала ее проведения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или любым доступным способом.