Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Внедрение риск-ориентированного подхода

В целях оптимизации деятельности министерства образования Красноярского края при планировании и осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и повышения результативности такой деятельности предполагается внедрение риск-ориентированного подхода.

В целях оптимизации деятельности министерства образования Красноярского края при планировании и осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и повышения результативности такой деятельности предполагается внедрение риск-ориентированного подхода.

Итогом внедрения такого подхода предполагается снижение уровня административной нагрузки на все элементы системы образования, блокировка тенденций формализации деятельности органа контроля, повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Всё это может быть достигнуто путём предупредительной работы и большей заинтересованности элементов системы в результате.

Основу внедрения риск-ориентированного подхода к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования составляет модель существования группы риска. Все организации, составляющие в целом систему образования, планируется подразделить между тремя обозначенными группами риска. Положение конкретной организации в той или иной группе определяет подход к применению специальных мер реагирования.

Модель риск-ориентированного подхода базируется на ряде критериев формирования групп. Выделяется три основных группы риска.

«Доверенная категория» – сюда входят организации, находящиеся в данной категории на 01 сентября года, предшествующего планируемому. Они не будут подлежать плановой проверке деятельности в планируемом году.

Получение статуса "доверенной" организации говорит о том, что у органа контроля (надзора) есть основания доверять данной организации, так как на основании существующей системы критериев орган обоснованно и мотивированно позволил себе сделать такой вывод.

«Серая, средняя категория риска» – сюда входят организации, находящиеся в данной категории в течение периода, предшествующего планируемому, имеют положительные характеристики по одному второстепенному критерию, и будет подлежать плановой проверке через один плановый период. В зависимости от критерия, положительная характеристика которого позволяет относить данную организацию, к «серой» категории, данная категория в течение рассматриваемого периода может быть изменена на «доверенную» или «заподозренную».

«Заподозренная категория риска» - сюда входят организации, находящиеся в данной категории на 01 сентября года, предшествующего планируемому. Они будут подлежать плановой проверке деятельности в планируемом году.

Работоспособность модели групп риска, её внутренняя подвижность и актуальность обеспечиваются существованием ряда критериев.

К критериям, относящим организацию к соответствующей категории риска относятся следующие характеристики.

  1. Охват. Непроведение в отношении организации плановой проверки в период с 2011 года.

Положительная характеристика данного критерия, то есть факт непроведения плановых проверок в отношении рассматриваемой организации в период с 2011 года относит соответствующую организацию к «заподозренной» категории риска.

2. Подвергнутость преследованию. Привлечение организации к административной или ной ответственности в связи с нарушениями обязательных требований при осуществлении образовательной деятельности. Факт привлечения организации к административной ответственности в период с момента проведения последней плановой проверки относит соответствующую организацию, индивидуального предпринимателя к «заподозренной»  категории риска.

3. Критерий постоянного наблюдения. Поступление в министерство образования Красноярского края от иных органов государственной власти, местного самоуправления, граждан, юридических лиц, средств массовой информации два и более раза сведений о фактах нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании, когда по факту поступления таких сведений не проводилось внеплановой проверки. Факт поступления в министерство образования Красноярского края указанных сведений относит соответствующую организацию, индивидуального предпринимателя к максимальной категории риска. При этом факт поступления в министерство образования Красноярского края указанных сведений однократно относит рассматриваемую организацию к «средней» категории риска. В случае отсутствия фактов поступления второго или последующих сообщений, содержащих указанные сведения, в течение рассматриваемого периода, «средняя» категория меняется на «доверенную». При поступлении - на «заподозренную».

4. Критерий мониторинга в сфере образования. Факт выявления признаков нарушений обязательных требований в сфере образования вдеятельности организации, индивидуального предпринимателя относит соответствующую организацию, индивидуального предпринимателя к «средней» категории риска. Сведения об этом доводятся до организации. В случае если на 01 сентября года, предшествующего планируемому, сведения, содержащиеся в системе мониторинга в сфере образования продолжают свидетельствовать о наличии признаков нарушений обязательных требований в сфере образования, «средняя» категория подлежит изменению на «заподозренную». Если нет, то - на «доверенную».

При отнесении организации, индивидуального предпринимателя к «средней» категории по двум и более критериям одновременно, соответствующая организация подлежит отнесению к «заподозренной» категории.

При применении риск-ориентированного подхода при организации и проведении плановых проверок в обязательном порядке будут учитываться ограничения к срокам и периодичности плановых проверок, установленные статьями 9 и 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьёй 19 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности».

Внедрение системы риск-ориентированного подхода при организации плановой деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования призвано снизить административную нагрузку на организации, осуществляющих образовательную деятельность, а также, посредством доведения до соответствующих организаций сведений об отнесении их к соответствующей категории риска, способствовать предупреждению фактов нарушений обязательных требований в сфере образования